Митрополит Сурожский Антоний (Блум) принадлежит к тому, по мировым
масштабам, крохотному кругу западных христиан, которые
свидетельствуют о Вселенском Православии, будучи членами Русской
Православной Церкви.
Свое
архипастырское служение и исключительный дар проповедничества
владыка Антоний, в первую очередь, отдает окормлению своей паствы,
прихода, епархии в Англии; однако, хотя проповедь его никогда и ни в
чем не отклоняется от самого подлинного Православия, – или, вернее,
именно в силу этой непоколебимой верности и укорененности – эта
проповедь выходит далеко за пределы прихода, епархии, Русской Церкви
и даже православного мира. Почти во всех странах мира она
затрагивает людей самых разнообразных: к словам владыки Антония
прислушиваются как простые грузчики английского порта, так и,
например, передовые богословы современной Франции, собравшиеся в
католическом кафедральном соборе Парижской Богоматери, где было 5000
человек; так же как и представители самого живого христианского
сознания, будь то члены Всемирного Совета Церквей или молодые
“харизматики” мирового течения обновления, или же наиболее искренние
и честные представители современного атеизма на Западе. Весьма
разнообразные круги постоянно приглашают владыку Антония выступить
перед ними, и в результате – его творчество огромно, хотя и очень
мало изданного. По объему существующего материала можно представить,
как трудно было составителям отобрать малое количество страниц,
предлагаемых в настоящем сборнике.
По
реакциям аудитории можно убедиться в том, что проповедь митрополита
Антония обращена к человеку двадцатого века, где бы он ни находился.
Одна из причин этой универсальности, мне кажется, заключается в
следующем: владыка Антоний в самом полном смысле слова сознает, что
проповедь является не выражением частной эмоциональности, а
подлинным продолжением чтения слова Божия, и что тем самым она носит
характер совершения таинства, через которое человеку дается
возможность непосредственно войти в общение с Богом Живым... Владыку
Антония слушают толпы; однако никогда для него толпа не сливается в
безликую массу; каждый из его слушателей и собеседников, кем бы он
ни был, – человек, носящий в себе образ Божий, и в каждом Владыка
стремится пробудить осознание этого образа. Вся личная одаренность
владыки Антония всецело отдана на служение этой цели: каждого
встречного направить на открытие в самом себе, в своей собственной
судьбе, какой бы она ни была, того образа Божия, который до конца
виден только одному Богу. Каждое слово проповеди владыки Антония
устремлено к прозрачности, к самоистощанию, чтобы сохранить присущий
каждому слову пламенный характер отношения к Слову Воплощенному, к
Богочеловеку, просвещающему всякого жаждущего, давая ему в любых
исторических обстоятельствах достичь состояния Купины Неопалимой,
которое способно раскрыть в каждом моменте человеческой жизни свет
Преображения.
Николай ЛОССКИЙ
Париж, 1976
|